17 April 2010

Фотограф из Торонто

Жил да был Дональд Вебер в Торонто
Он поехал в Чернобыль, чтоб с понтом
Объяснить всем, что он, мол, топограф,
А не просто какой-то фотограф,
Вот такой весельчак из Торонто

«Какова она, жизнь в пост-ядерном мире?» - с таким вопросом Дональд Вебер, фотограф из Торонто, получив стипендию Гуггенхайма, собрал чемодан и отправился прямиком в Чернобыль.
Приехав на натуру, обнаружил немалое поселение местных жителей, которые обитают в зоне отчуждения и нисколько, собственно не боятся, там обитать. «Современная жизнь – борьба. Бессмысленная борьба». А в зоне можно жить сельской жизнью, гнать самогон, стрелять дичь (зона расцвела на приволье, без человека, подпитавшись радиацией), тихо умирать.
Вот эта бабушка живет в зоне недавно. Ее супруг решил уйти на пенсию и переселиться в зону, потому что там красивая природа и покой. И не важно, какой ценой этот покой куплен.

Фотограф выступал с лекцией и слайд-шоу в нашем городке не далее как вчера. Послушав его, многим из нас стало не по себе. Имея на спине толпу мурашек и переживая запомнившийся с детства страх вперемешку с болью, мы задавались вопросом – а понимает ли Дональд Вебер из Торонто, что, собственно, произошло в 1986 году? Или он решил, что об этом уже все сказано, и надо теперь вот безоценочно смотреть на Сталкеров, живущих в зоне, так поэтически предсказанных фильмом Тарковского (как считает господин Вебер)?

  
«Я наблюдаю, что многим журналистам из России и Украины сложно работать, потому что они поглощены средой, у них слишком много эмоций. А мне проще, я иностранец».

На вопрос из зала, а почему, дорогой, вы грантовые деньги не потратили на то, чтобы рядовым канадцам рассказать о местных проблемах индейских резерваций? Это у нас под носом! «Слишком много эмоций, я не знаю, как эти проблемы решать».
Вот фотограф из Торонто и отправился в Чернобыль, чтобы снимать экзотические кадры пост-ядерных людей. Эти люди далеко, непонятны и, собственно, их проблемы фотографу не решить. А вот экзотические фотоснимки хорошо будут продаваться в канадских магазинах.

Еще очень экзотическая тема – это российские зэки и их субкультура, и то, какие у них татуировки, и еще то, что в Москве варвары ходят в дорогих костюмах, не говоря уже о том, что в Сибири под каждым кустом можно найти массовые захоронения, и о том, как можно делать снимки, стоя на коленях и думая, что вот так видела мир очередная жертва коммунизма перед своей смертью….Любезнейший! Окститесь, пожалуйста!

Здесь, видимо, господин Вебер решил, что и действительно, не зря же грант дали, надо хоть что-то полезное сделать. И, собрав чемодан, он отправился в город Желтые Воды на Украине, где поколение за поколением выкапывало уран и обогащало его. Местные дома строились из радиационных отходов.


Из 50,000 населения, у 45,000 выявлены различные заболевания. И никому до этих людей нет дела

А они рождаются, наслаждаются детством среди урановых залежей, вырастают, женятся, рожают детей, заболевают раком и умирают.

  
На вопрос из зала: «А мы можем чем-нибудь помочь?» - фотограф замешкался и сказал, что он что-то там планирует на своем вебсайте опубликовать, может, сбор пожертвований…
«Тема моей книги о России – это власть и страдания тех, у кого этой власти нет».
Ну что же, в добрый путь!
Надеемся, что добрый господин хотя бы вышлет свои книжки пост-ядерным людям с автографом и пожеланиями долгих лет жизни.

7 comments:

Anonymous said...

Посмотрела фотки этого грантированного мастера, не впечатлил. Более того, это какой-то любительский уровень и абсолютно неинтересные кадры. Так что, ты правильно на него поругиваешься.

Нет контекста и настроения в этих работах. Нет идеи. В общем, зря ему гран дали...

lenaville said...

Увы, фотограф, даже во время слайд-шоу не мог толком объяснить публике, что на фотографиях. Мне каждая деталь на фотографии о чем-то говорит, но это мне, а канадцам ничего ведь не понятно. Одно слово - экзотика.
Его попросили рассказать, а кто это на фотографии? а что за история?
"Это мой друг Вова. Он ходит в зону".
"Это семья, они живут в зоне. Приглашали меня в гости".
Вот и все... За каждым Вовой там целый слой семейной трагедии, наверное, целый пласт истории...
Фотограф всем сказал, мол, про Чернобыль уже все написано. Я просто снимаю, а вы понимайте мои работы как вам хочется.

Anonymous said...

Он себя, видимо, видит не просто фотографом, а кинооператором, но тогда его видеоряд должен быть говорящим. А вот с этой задачей он не справился...

lenaville said...

Хорошее наблюдение!
Он сделал 2 фильма. Один про Чернобыль
http://donaldweber.com/wp/?cat=18

Один про Желтые Воды
http://donaldweber.com/wp/?p=2176

Фильмы, пожалуй, лучше, хотя тоже неоднозначные.

Anonymous said...

Насчет его кино, пока нет желания глядеть :)

lenaville said...

Оно и понятно :))

lenaville said...

В Канаде компьютерная игра "Сталкер", созданная украинскими умельцами (место действия - зона) пользуется бешеной популярностью. И не только. Во всем мире играют в эту игру.
Хоть какие-то деньги в копилку украинской экономике, которой не сладко живется...
Игроки с большой бы радостью поехали посмотреть на места боевой славы, и с экскурсией и без.
Но это для них - приятные воспоминания и долгих часах игры.
А другим заброшенные пейзажи напоминают о большем.
Но всюду жизнь, пройдут годы, многое забудется. Отстроили же мы города после войн, ходим в Колизей на экскурсии, и не важно, сколько людей там полегло. Все пройдет.